Существует церковное предание, что ангелы храмов должны находиться в них или где-то рядом до второго пришествия. Даже если храмы разрушены, ангелы не покидают этого места.
В богоборческое время были разрушены и осквернены десятки тысяч церквей и храмов. Значительна часть из них уже восстановлена, но многие все еще находятся в полуразрушенном состоянии или в руинах, особенно в сельской местности. Но есть и такие, на месте которых уже возведены различные сооружения, проложены автомагистрали… и их восстановить практически невозможно.
Будучи одно время настоятелем Никольского храма в д. Малинники Сергиево-Посадского района (бывшее село Стогово), я занимался собиранием исторических сведений об этом приходе и столкнулся с трудами Николая Семеновича Стромилова (1842-1895 гг.) ? историка, библиографа, краеведа, усердного исследователя Владимирского края, преимущественно Александровского уезда. Уезд располагался тогда на территории современных Александровского, части Кольчугинского и Киржачского районов Владимирской области, части Сергиево-Посадского и Талдомского районов Московской области. По данным 1890 г. в его состав входило 10 волостей. Н. С. Стромилов составил подробное описание различных сторон жизни и быта упомянутого уезда. Например, чем занимались крестьяне, какие были ремесла и производства, какое имелось население (его состав, сословная принадлежность) и т. д. В составленных им летописях были сведения и по храмам. Труды Н. С. Стромилова послужили основой для оригинального издания «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», (выпуск 2-4), выпущенного в 1893-1898 гг.
В рукописном виде летописи Н.С. Стромилова хранятся в Историческом музее г. Москвы. Я посетил названный музей и сделал выписки из них по некоторым старинным храмам Александровского уезда. Затем решил проехаться по тем местам, где эти храмы находились. Вначале посетил село Карелы. В конце XIX — начале XX века село входило в состав Тирибровской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1905 г. в нем числилось 29 дворов. К церковному приходу в этом селе было приписано несколько деревень, в том числе д. Зезевитово, где родилась известная в этих местах помещица Екатерина Васильевна Барбашева, построившая на свои средства церкви в селе Гагино и деревне Яковлево. Гагино в свое время было дворцовым селом и центром древней Кинельской волости, о которой упоминается в житии преподобного Сергия. В д. Яковлево в настоящее время я являюсь настоятелем храма в честь великомученика Димитрия Солунского.
В старинных актах XVII и XVIII столетий село Корелы (Корела) называлось еще Клементьевым или Клементьевских и до 1764 г. состояло в вотчине «Спаса нового, что на Москве» (Новоспасского) монастыря. Церковь в этом селе существовала еще в начале XVII столетия и записана в патриарших окладных книгах 1628 г. под именем церкви Николая Чудотворца. В 1736 г. в дополнение к холодной церкви Николая Чудотворца в селе была построена теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1795 г. преосвященный Виктор, епископ Суздальский и Владимирский, разрешил вместо этих деревянных церквей построить новую каменную. Главный престол в новом храме был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В память прежних деревянных церквей в теплой трапезе были устроены приделы в честь Казанской иконы Божьей Матери и святителя Николая Чудотворца. Приход состоял из села Корелы, деревень: Тириброва, Потопихи, и селец: Зезевитова, Данилкова, Дубны, Арханки, Конюхова, Веригина, Горок. В селе Корелы имелась земская народная школа, учащихся в 1892-93 учебном году было 33 В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.
В летописях Н. С. Стромилова упоминается, что когда решили возводить каменный храм, нашелся строитель из Киржачского монастыря, который помог осуществить это богоугодное дело. Он пожертвовал новой церкви крест и икону.
Сейчас возле бывшего села построены добротные современные дома коттеджного типа. Мои попытки найти храм вначале не увенчались успехом. Долго я блуждал около старых домишек и новых построек, пока не набрел на пустырь, где в древности было кладбище. По описаниям Н. С. Стромилова, храм как раз и располагался при кладбище, как и большинство сельских церквей древней Руси. Там я обнаружил много битого кирпича и торчащую из земли арматуру, которой, видимо, стягивались своды. Ни креста, ни памятной таблички… Вероятнее всего, храм был взорван. Я поклонился святому месту и ангелу-хранителю несуществующего храма и невольно посетовал на наше небрежение и беспамятство по отношении к своей истории и вспомнил про «мерзость запустения, стоящую на святом месте»…
Где-то в округе выстроили новый храм, а вот про старый почему-то забыли. Вот такое наше греховное беспамятство.
Спустя некоторое время, я ре-шил продолжить свои церков- но-краеведческие исследования и проехал к реке Дубне, чтобы навестить несколько храмов Николая Чудотворца по пути следования. Один их них находился вблизи реки и в простонародье назывался «Никола-перевоз». Храм очень ветхий. Я познакомился с его настоятелем протоиереем Павлом, который сказал, что не запускает людей внутрь, так как боится, что свод рухнет.
В материалах Н. С. Стромилова приведена следующая информация по этому
«Погост Никольский существует по преданию с незапамятных времен и находится при реке Дубне на правом берегу по течению ея, на северо-востоке от уездного города Александрова и губернского города Владимира, - название свое заимствует от храма в том погосте имеющегося издавна во имя Святителя Николая и – оный погост по просторечию называется «Никола перевоз» - от того, что проезд в оном погосте через реку производится в водополье на лодках, а когда вода в берегах – на плоту … церковь, пользуясь доходами от 180-ти до 200 руб. сер. в год.
Летопись составлена 1868 г. приходским священником Георгием».
По поводу названия храма со своей стороны хочу также пояснить, что в те времена реки были полноводными и в этом районе, видимо, проходили какие-то купеческие пути, поэтому возникала необходимость в надежной переправе, которую и обеспечивала местная церковь Имеются сведения, что.возле нее два раза в год устраивались ярмарки, где крестьяне продавали косы, грабли, телеги, упряжь, гончарные изделия, скот, детские игрушки, сладости.
В летописях Н. С. Стромилова отмечается, что в версте от этой церкви находился другой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Я открыл топографическую карту издания 1901 г., где этот храм был отмечен, и сравнил с современной картой. Затем отправился на поиски названной церкви. Много потерял времени, но никаких признаков нахождения вблизи церкви или остатков церковного строения не обнаружил.
Начал тогда расспрашивать местных жителей, но никто ничего про храм не знал. И лишь одна женщина сообщила, что недалеко за лесом, который раньше назывался рощей Васильевской, имеются некие развалины… Я пошел по просеке в том направлении, куда показала эта женщина, и вскоре действительно обнаружил груды битого кирпича. По остаткам фундамента можно было догадаться, что это именно то, что я искал. Церковь находилась при старом кладбище. Вблизи виднелись следы каких-то раскопок. Присмотревшись, я увидел некий торчащий из земли предмет. Оказалось, это был остаток чугунного креста. Обойдя окрестности, я не обнаружил никаких памятных знаков или табличек. Лишь неподалеку набрел на свалку всяческих отходов, которую в советское время сделал местный совхоз или колхоз на месте старого кладбища, которому не менее 300 - 400 лет.
Неподалеку в д. Павловичи выстроен недавно деревянный одноименный храм, где регулярно проводятся богослужения. А вот почему место прежнего храма находится в таком небрежении, осквернении и забвении, у меня вызвало крайнее недоумение и огорчение…
Церковно-приходская летопись Владимирской епархии Александровского уезда погоста Благовещенского, что на Дубне, Благовещенской церкви от 1876 г. сообщает следующее.
«Каменный храм в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы построен в 1821 году, вместо деревяннаго – сгоревшаго. Постройка произведена усердием прихожан. Надписей на колокольне, приписок на Антиминсах и книгах церковных, а так же особых о их выписок из церковных и межевых книг, внесенных в описныя или строительныя книги – не сохранилось. Наружный вид церкви следующий: алтарь полукруглый, настоящая и трапезная церкви – квадратная. Внешний вид церкви замечательнаго не представляет ничего. Крест на церкви серебряный, обитый белой жестью, на колокольне крест такой же, оба они осьмиконечные без цепей, на крестах короны, двуглавого орла, голубя, греческих слов и полулуния нет. Престолов в церкви три: в настоящей, в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы, в придельной в честь иконы Казанския Божией Матери и во имя св. Пророка Божия Илии. Особых приделов нет.
Кладбище находится на месте, где стоял сгоревший деревянный храм, а когда устрено оно не известно. Ни церкви, ни часовни, ни молитвеннаго дома на оном нет. Замечательных погребенных лиц на оном нет, а равно и замечательных памятников с подписями. Древних, закрытых кладбищ и упразденных нет.
Приход название Благовещенскаго получил от главнаго храма, посвященнаго в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Городом и посадом не был. Прежде состоял из деревень: Павловичей, Караулова, Костромина, Васькова, Старкова, Головкова, Марьина, Батулина, Окишева, Князчины, Резъячихи, Бурцева, Федотова, Волкова, Садилова и Коробетихи, и ныне состоит из тех же селений, кроме деревни Садилова, которая в 1864 году, по распоряжению Епархиального Начальства, отчислена в приход села Козлова. Упраздненных монастырей к приходу не принадлежит».
Вот такие сведения по этой церкви содержались в материалах, собранных Н. С. Стромиловым. Когда была построена здесь сгоревшая церковь, сведений не сохранилось. Очевидно, что место это достаточно древнее и требует внимание и заботы как со стороны Церкви, так и со стороны местных светских властных органов.
Хочу рассказать и еще об одной церкви, которая находилась в селе Ям недалеко от поселка Струнино. Церковь была посвящена Казанской иконе Божией Матери.
В церковно-приходской летописи села Ям за 1868 год о ней имелись следующие сведения.
«Храм построен 1825 г. каменный во имя Божией Матери Казанския с благословения Преосвященнейшаго Парфения, архиепископа Владимирскаго и Суздальскаго. Храмодателем был помещик села Ям Павел Леонтьевич Яковлев, храмодательных грамот и других замечательных рукописей в храме нет. Храм существует в то виде, как устроен, но первоначально был однопрестольный и холодный, а в 1852 году устроен в трапезе другой престол во имя Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца и сделан теплым. Наружный вид храма круглый, со всех сторон храма кроме алтарной части онаго, устроены фронтоны и колонны, от чего храм представляет собою фигуру самую красивую и несколько крестообразную.
Церковь Казанския Божиея Матери со времени ея устройства достаточно была снабжена всею утварию и украшена стенною живописью и позолотою иконостаса самим храмоздателем.
В 1876 году в июне месяце на сумму доброхотных дателей и своих прихожан церковь снаружи обелена и окрашена, над теплым приделом сделана вновь глава из белаго железа. Того же 1876 года Ямская церковь означена по новой реформе приписною к церкви села Ново-Воскресенскаго с оставлением при ней настоятеля священника Иоанна Орлова и испр. диакона Михаила Доброхотова.»
Вот такой был устроен в этом селе красивый храм с фронтонами и колонами. Теперь рядом с бывшим селом построен современный коттеджный поселок Дарьино. Все там великолепно обустроено. Имеются спортивные комплексы и даже частный аэродром. Пройдя через поселок, я вышел к просторному пруду или водоему с пляжным песочком и прыгательными вышками. Обогнув его я нашел лаз в ограде коттеджногопоселка и вышел к полю, на котором торчали кирпичные остатки от фундаментов бывших домов. Там же возвышалась стела, установленная в честь воинов села, погибших во время Великой Отечественной войны. Видимо, она была сооружена в 50-60-е годы прошлого века. Подойдя поближе, я обратил внимание, что ни имен, ни других каких-либо надписей на ней не сохранилось. Все было стерто, осквернено современными вандалами. С трудом я отыскал среди бурьяна остатки бывшего храма. На душе сначала возникла какая-то пустота, затем боль и обида за всех наших «Иванов, не помнящих родства». Живем рядом с нашей великой историей, проходим рядом и попираем ее беспамятством и небрежением. Поставить крест на месте бывшего храма оказалось намного сложнее, чем построить аэродром и спортивный комплекс.
Сколько у нас на Руси еще таких безымянных святых мест?.. Я всего-навсего посетил лишь несколько храмов бывшего Александровского уезда. Как мы можем возродить Россию и быть истории и святыням?
Давайте всем миром облагородим святые места. Если нет возможности возродить храм, построим на его месте хотя бы небольшую скромную часовенку, чтобы проходящие могли поклониться святому месту, затеплить свечу и помолиться. А если и этого не в силах сделать, – просто поставим памятный крест. Это такая малость, но, как известно, великое пребывает в малом. И я верю, что Бог презрит на наши малые деяния и простит нам и предкам нашим многие прегрешения.
Протоиерей Вячеслав Брегеда
Публикацию подготовил Владимир Панков.