mobirise.com

Молитва о прибавлении ума


В 2016 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в месяцеслов православного церковного календаря внесено празднование иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума».


Празднование это переходящее, отмечается в первое воскресенье после 15 августа. Этот день приурочен к началу учебного года, конечно, не случайно. Начинается учёба в школах, средних и высших учебных заведениях. Дети младших классов, старшеклассники и студенты идут на занятия, чтобы приобрести знания, которые им необходимы в жизни. В этой связи хотелось бы рассмотреть с духовных позиций: что есть образование и просвещение.


Слово «образование» в своей основе имеет понятие «образа». Из Священного Писания мы знаем, что Господь создал человека по образу и подобию Своему. Значит, получить образование – это, прежде всего, приблизиться к Первообразу, обрести такие качества, душевные свойства и знания, которые делают нас подобными Творцу.


Просвещение – это как некая главенствующая часть образования, чтобы мы всесторонне просветились или, иначе говоря, вобрали в себя различные полезные знания.

Недаром говорится, что «знание – сила».


До революции в Российской империи первоосновой образования было изучение Закона Божия, который тогда преподавался во всех начальных и средних учебных заведениях. Другие предметы должны были служить как бы дополнением к Нему. Церковь не была отделена от государства. Теперь Церковь и государство находятся в несколько иных отношениях.



Когда я работал в архивах Владимирской епархии, в одном из номеров журнала «Владимирские епархиальные ведомости», который датировался началом XX века, мне встретилась работа, посвящённая образованию еврейских детей. Речь шла о школе известного еврейского законоучителя Гамалиила, у которого учился апостол Павел. Как известно, праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил – современники Иисуса Христа, члены синедриона, не участвовавшие в Его осуждении, – причислены Православной Церковью к лику святых. Их имена внесены в святцы.


Прежде чем начать разговор о школе Гамалиила, хочу привести небольшое высказывание Иоанна Златоуста. Святитель говорил про апостола Павла, что он не мог жить без иудейского закона. Будучи ревностным последовательным иудеем, он слал письма, чтобы в самом зачатке безжалостно истреблять, искоренять новое христианское учение. Затем, как мы знаем, Господь его просветил, и он более других апостолов потрудился в проповеди Евангелия, поэтому и называется первоверховным. Благодаря дошедшим до нас его письмам или посланиям, мы имеем богатейшее наследие, которое является частью Нового Завета.


Будущий апостол Павел был одним из лучших учеников школы Гамалиила, которая тогда очень славилась. В эту школу набирали мальчиков 6-7-летнего возраста. Перед началом обу-чения им говорили примерно такие слова: «Вы сейчас приступаете к грамоте. Вы будете писать буквы, которые написал Сам Бог». Еврейская азбука рассматривалась как дар Божий.


Образование начиналось именно с этой отправной точки. Детей изначально учили чтению и письму и, прежде всего, заповедям Господним, которые были начертаны Богом на каменных скрижалях и даны пророку Моисею на горе Синай. Дети с усердием выводили буквицы из заповедей Господних, зная, что Бог невидимо присутствует среди них и посредством учителя сообщает им знания о Нём и окружающем их мире. Учились писать грифелем или кисточкой на пергаменте или папирусе, позднее появилось перо. В процессе обучения старались не перегружать детей. Существовал такой принцип: лучше меньше, но качественнее. Таким образом, постепенно прививалась не только любовь к написанию букв, но и к самому Закону Божию, которым всё движется, который действует во всей Вселенной, в каждой частице и каждому даёт спасительную ограду и предназначение…


Вот эта любовь и ревность к исполнению заповедей и была привита апостолу Павлу, поэтому, по словам Иоанна Златоуста, он не мог жить без иудейского закона.


В древнем Израиле обучение детей в школах при синагогах, по разным сведениям, проводилось до 13-14-летнего возраста. Грамотность среди иудеев в первом веке н.э. была значительно выше, чем у других народов. Фарисеи считали, что Тора должна быть достоянием всего народа, а не только избранных, и каждый иудей должен уметь прочитать Слова Божии в Священном Писании.

Есть ещё один немаловажный принцип, которым руководствовалась школа Гамалиила.


Если законоучитель был замечен где-то на пиршествах или праздничных застольях, а кто-то обратил внимание, что он проявил невоздержание в употреблении вина (выпил лишнюю укруху), этот педагог полностью устранялся от преподавания, какими бы энциклопедическими знаниями и педагогическими талантами ни обладал. По строгим канонам школы он нравственно уже не соответствовал званию учителя.


Хочу привести в связи с этим не совсем церковный, но весьма поучительный пример уже из нашего времени. Как-то известному советскому педагогу А.С. Макаренко, который в своё время имел успешный опыт воспитания безпризорных детей в колонии им. М. Горького, предложили объединиться с ещё одним детским домом, где было примерно триста человек, процветали воровство, разбой и прочие негативные явления. В детском доме, которым руководил Макаренко, воспитанников было в два раза меньше. Макаренко сразу поставил условие сохранить при объединении упомянутое название колонии, а также сказал, что он не возьмёт ни одного человека из персонала того детского дома, с которым объединяются. Объяснение этому следующее. У Макаренко каждый его подопечный проходил соответствующую школу воспитания и являл собой нравственный пример, будь то сторож, повар, шофёр или кто угодно.


Весь смысл системы его воспитания заключался в том, чтобы все воспитанники и работники детского дома соответствовали высоким нравственным принципам. Иначе, как он считал, ничего не получится.


Труды Макаренко переведены на многие языки и изданы миллионными тиражами в ведущих странах мира. Его опыт широко используется за рубежом в различных бизнес-школах, практике производственного обучения и т. д., чего нельзя сказать о нашей стране.


Но вернёмся к школе Гамалиила. Здесь прививались любовь к знаниям, к Закону Божию, строгость и нравственная чистота. Поэтому дети вырастали не только просвещёнными божественными знаниями, но ответственными ревностными исполнителями иудейского закона. И когда апостол Павел познал Христа, он больше всех других апостолов потрудился на проповеди Евангелия.


«Без Бога не до порога», – гласит пословица. Особенно наглядно это просматривается на примере образования.


Из жития отца нашего преподобного Сергия Радонежского известно, что он лишь тогда стал хорошо учиться, когда его коснулась Божия благодать после встречи с ангелом, который явился ему в виде старца. Отрок Варфоломей вскоре оказался в числе лучших учеников.


Нынешнее образование в современных российских школах совершенно не похоже на то, что было в древнем Израиле, Древней Руси или даже в Российской империи в начале прошлого века. Его можно кратко охарактеризовать как «галопом по Европам», заимствование и внедрение худшего из опыта обучения, который практиковался и практикуется в нынешних западных странах.


Вполне уместно напомнить, что наша церковнославянская азбука – это тоже дар Божий, который дан славянским народам через равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. По ней обучались десятки поколений наших предков, которые вершили великие дела, созидали наше Отечество. Церковнославянская азбука состоит из 49 букв. Каждая из них не просто знак или символ, но несёт определённый смысл, значение, имеет своё название. Например, «ж» называется «живот», символизирует жизнь, то есть то, что даётся Богом, «д» – добро, «з» – земля и т. д. И мы непременно должны обращаться к этому кладезю божественной мудрости, постигать Закон Божий, наставлять и воспитывать в Нём подрастающее поколение.


Сейчас по всей стране работают воскресные школы. И это очень добрый знак. Необходимо стремиться, чтобы как можно больше детей их посещали. Тогда даже те небольшие знания, которые они там получат, могут стать путеводной звездой во всей их жизни.


Протоиерей Вячеслав Брегеда

Публикацию подготовил Владимир Борисович Панков


Первоисточник