Web Maker

О Божественном
откровении

«...ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие, 18, 8-12).

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Второзаконие, 18, 8-12).


Нередко приходится сталкиваться со случаями, когда люди обращаются за помощью в разрешении каких-то своих проблем или трудных жизненных ситуаций к так называемым «ясновидящим», «прорицателям», «гадателям», экстрасенсам и т.п. Еще в Ветхом Завете содержалось строгое запрещение по поводу таких обращений. Первый еврейский царь Саул был наказан Богом смертью за то, что обратился к волшебнице – вызывательнице духов. Погибли также и трое его сыновей. В то же время во все периоды мировой истории были Божьи пророки или Божьи люди, которые возвещали волю Господню, предвидели будущее, по их молитвам совершались великие чудеса. Например, пророк Божий Илия, который был взят живым на небо.


У псалмопевца и пророка Давида встречаем такое выражение: «Язык мой трость книжника-скорописца» (Пс. 44, 1). Я бы дал приведенному изречению следующее истолкование. Пророк, являясь инструментом Божьей благодати, возвещает то, что ему внушает Господь. Он как бы записывает за Богом. Поэтому в данном высказывании и используется образ скорописца.


Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). Некоторых такое высказывание смущает.


Действительно, сразу возникает вопрос: как понять и отличить Божественное откровение от воображения или «изобретения» человеческого ума или бесовского наваждения? По святым отцам, мы должны иметь духовное рассуждение, различать духов. В частности, Иоанн Богослов пишет: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4, 1). Но это путь высокой духовной жизни, и далеко не всем он под силу. Многие на этом пути преткнулись, впали в бесовскую прелесть, душевно повредились.


В шестой главе Книги Судей израилевых имеется следующее повествование. Когда Гедеон решил убедиться, что действительно Господь через него спасет народ израильский, он молился так: «Вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля». Молитва Гедеона была услышана. На другой день, встав рано, Гедеон стал выжимать шерсть и выжал из шерсти, покрытой росою, целую чашу воды. Но Гедеон снова обратился с молитвою к Господу: «Не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог услышал и вторую молитву Гедеона. «Только на шерсти было сухо, а по всей земле была роса» (Суд. 6, 36-40).


Таким образом, Гедеон убедился в истинности Божественного обращения к нему.


Однажды к Антонию Великому – основателю монашеского жития – приехали издалека посланники, чтобы поучиться у него духовной мудрости. О своем приезде они никого не предупреждали. Каково же было их удивление, когда они узнали, что Антоний заранее был уведомлен об их приезде. На их недоуменный вопрос старец ответил, что ему это открыли бесы. Святой безошибочно отличал бесовское наваждение от Божественного откровения.


Мы знаем из Евангелия, что Божией Матери являлся Архангел Гавриил. Он принес Ей благую весть, возвестил, что Она станет Матерью Спасителя мира. Дева Мария вначале смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие, а затем со смирением согласилась принять волю Божию.


Являлся Ангел и священнику Захарии – отцу Иоанна Крестителя. «Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1, 12, 13).


Чему нас учат такие высокие примеры? Когда к человеку-молитвеннику (священнослужителю или мирянину) действительно приходит Божественное откровение, он вначале испытывает страх, не может понять происходящего с ним. И лишь затем Благодать Божия направляет его жизнь в Богоугодное русло, и это становится очевидным и для него, и для многих. При бесовских наваждениях нередко происходит наоборот. Дьявол прельщает, например, ложным умилением, обещанием великих дарований («будете как боги»), быстрого успеха в жизни и т.п. И если человек принимает такое наваждение за истину, его потом одолевает жуткий страх, сильнейшее душевное потрясение. Были случаи, когда даже некоторые монахи-пустынники после бесовских наваждений накладывали на себя руки, бросались в пропасти, разбивались о камни. Как известно, после того как в Иуду вошел сатана, он предал Спасителя, а затем пошел и удавился.


В духовной жизни есть определенная тонкая грань, о которую нередко претыкаются ищущие высоких дарований. Поэтому для обычного человека – лучше не стремиться и не искать никаких откровений, особенно это касается людей с неустойчивой психикой, склонных к мистическому мировосприятию.


Довольно поучительный случай произошел в Оптиной пустыни. Один монах долго тяжело болел и уже потерял надежду на выздоровление. И вот однажды в сонном видении ему явился Христос, коснулся инока и сказал, что исцеляет его. Проснулся монах совершенно выздоровевшим. Он сразу пошел к старцу и рассказал о происшедшем с ним чуде. Старец, выслушав его, посоветовал: «За исцеление поблагодари Бога, а сну не верь». Такая осторожность даже в отношении явных чудесных явлений вполне оправдана. Человек по этой причине может впасть в тщеславие, потерять трезвение ума или здравомыслие и в конечном итоге потерпит вред.


Когда новоначальные иноки говорили о посещающей их благодати, чудесных случаях, оптинские старцы в своих поучениях приводили им иногда такой пример. Муж сообщает жене, что уезжает в длительную командировку, а сам, переодевшись и загримировавшись, возвращается домой. В таком виде он начинает соблазнять жену и приставать к ней с супружескими запросами. Жена резко отклоняет его намерения. Конечно, супругу будет приятно убедиться, что жена безупречно верна ему. Так и Господь испытывает, порой, нашу преданность. Поэтому лучше не доверять никаким благодатным ощущениям и видениям.


Однако духовную жизнь нельзя заключить в какие-то узкие рамки. Мир Божий очень разнообразен и во многом непостижим. Во все времена были люди, которых в народе называли блаженными или юродивыми. Одни из них являлись истинно блаженными прозорливцами, которые призывали людей к покаянию, возвещали волю Божию, другие – пребывали в бесовской прелести, были одержимы нечистыми духами. 



Нам хорошо известны такие русские святые как блаженная Ксения Петербургская, Матрона Московская. Противоположный пример – Григорий Распутин.


Признаки одержимости – расширенные зрачки, частое возбужденное состояние, разгоряченность.


В подобном состоянии находился, в частности, католический «святой» Франциск Озисский. Таким он даже изображается на иконах.


Довольно необычный случай произошел в городке Лурд на юге-западе Франции в конце XIX в. Простой полуграмотной девушке из бедной семьи неоднократно являлась Божия Матерь. Во всяком случае, так об этом сообщают многочисленные свидетельства. Звали девушку Бернадетта. На месте явления забил источник и впоследствии был построен огромный собор. Католическая церковь причислила ее к лику святых. В то время, когда случилось упомянутое чудо, к сообщениям девушки отнеслись с большим недоверием. Ее даже подвергали психиатрической экспертизе, однако ни каких отклонений не было выявлено.


Действительно, духовный мир порой открывается не известным мудрецам и сильным мира сего, а людям простым незнатным, с чистым сердцем и доброй совестью. И совсем неважно, в какой стране они проживают, и к какому народу принадлежат. Именно о них говорит Спаситель в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Такими были апостолы Христовы.


Известный миссионер святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский (мирское имя Иоанн), поведал такой случай из своей миссионерской практики. Когда он был еще молодым священником, нес проповедь слова Божия на далеких алеутских островах. Ему тогда сообщили об одном местном жителе, которого односельчане считали шаманом. О. Иоанн (это имя носил святитель до принятия монашества) решил с ним познакомиться. Пообщавшись с «шаманом», будущий святитель пришел в крайнее изумление. Оказалось, что непросвещенный неграмотный сельский житель очень хорошо знал христианскую веру, постился и был прозорлив. Однажды он предупредил алеутов, что должен приехать священник, и они устроили о. Иоанну торжественную встречу. О его приезде никто заранее не был извещен. Когда батюшка спросил «шамана», откуда он знает о будущих событиях и о вере, тот ответил, что к нему приходят два светлых мужа и все ему рассказывают. Тогда священник задал такой вопрос: «Могут ли они явиться и ему?» «Шаман» ответил, что спросит у них. При следующей встрече о. Иоанн сразу попытался выяснить: приходили ли они? Тот ответил, что да, приходили. «И что же они сказали?» – поинтересовался священник. «Они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?»… «Шаман» описал вид белых людей, которые к нему приходили и предложил пойти к ним на встречу. Кстати, этот алеут очень противился, чтобы его называли «шаманом» и был крещен в православной вере. Из его словесного описания внешности приходивших священник понял, что так на иконах изображают архангелов Михаила и Гавриила.


На о. Иоанна напал какой-то неизъяснимый страх, и он не решился идти на встречу с неизвестными светлыми мужами, считая себя недостойным таких видений.


Одно из качеств, которое человека приближает к Богу, – сердечная простота. Преподобный Антоний был наделен от Бога великими дарами: прозорливостью, исцеления болящих, изгнания бесов и другими. В житии подвижника приводится случай, когда к нему привели бесноватого, но святой не стал читать над ним молитвы, а отослал его и пришедших с ним к другому монаху-чудотворцу, которого звали Павел Препростой. Удивленные посетители спросили: почему он сам не стал совершать положенный чин. Антоний ответил, что он может изгонять только малых бесов, а названный подвижник – бесовских князей. По простоте сердечной Павел Препростой имел такой дар, которым не обладал и основатель монашества.


Библия содержит различные книги: исторические, пророческие, нравоучительные и даже поэтические (Псалтирь пророка Давида, Песня песней Соломона). Например, в книге Бытия описывается, как был сотворен мир, в Откровении Иоанна Богослова содержится пророчества о будущих судьбах всего человечества. Это богодухновенные книги. Написаны они не по исторических источникам и человеческим преданиям, а по наитию, внушению Божественного Духа. К такого рода литературе относятся и книги пророков.


Вкратце расскажу о пророке Моисее. Он был косноязычен, сильно заикался. Когда Господь его призвал, он пытался возражать, что из-за этого своего недостатка он не сможет полноценно общаться с людьми и возвещать волю Божию. Вместо себя он предложил брата своего Аарона, который обладал хорошим красноречием. Однако Господь ответил, что Он Свою волю станет сообщать только ему, а Моисей должен пересказывать Аарону, который и будет говорить с народом.


Про пророка Моисея говорится, что он был кротчайший из всех людей. Что значит кротчайший? Это человек, который не мнит о себе, что он что-то значит, не превозносится над другими.


А вот другой пример. Пророк Амос был пастухом и собирал сикоморы (плоды сикоморового дерева). Внезапно он услышал повеление Божье идти в северное Израильское царство и возвестить приближение Суда Господня. Таким образом, Господь избрал не знатного и мудреца, а простого пастуха.


Кому Господь открывается? Тому, кто живет доброй праведной жизнью. «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (Ис. 66:2).


Эти слова обращены через тысячелетия ко всем людям, чтобы мы старались жить именно так.


В злохудожную лукавую душу, преданную страстям, премудрость Божия не входит.


Особенно надо всячески остерегаться экстрасенсов, ведунов, вещунов, которые правду соединяют с ложью, запутывают человека и наносят душе, порой, непоправимый вред.


Когда упомянутых «целителей и провидцев» периодически разоблачают, открывается их подлинная незакомуфлированная жизнь: неудержимое стремление к наживе за счет бессовестного обмана ближних, необычайная изворотливость. Это про них сказано: «…сожженных в совести своей» (1 Тим. 4:2). «Их бог – чрево, и слава их – в сраме». (Фил. 3: 18-20). Вчера, например, некий человек работал милиционером или простым фельдшером, а сегодня - заправляет судьбами сотен людей, уродуя души и оставляя нередко без жилья и средств существования. Вне всякого сомнения, такими «духовными лидерами» управляют духи злобы поднебесной. Поэтому, как говорит Священное Писание: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5,8).


Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~u7rD5