Существуют различные виды исповеди. В начале христианской эры практиковалась публичная исповедь, когда кающийся человек исповедовал свои грехи открыто перед всеми членами той или иной христианской общины. Эта практика не прижилась, потому что далеко не все могли чистосердечно открыть свои прегрешения в присутствии большого количества свидетелей. Исповедь перед всей церковной общиной могла также заронить семя греха в душу духовно немощных людей. Слыша о грехах ближних, такие люди, естественно, могли посчитать себя праведниками по сравнению с кающимися, и таким образом в их душах мог зародиться грех самомнения, самодовольства, превозношения. Кроме того, некоторые христиане, боясь осуждения и презрения со стороны окружающих, иногда скрывали свои тяжкие грехи. Поэтому исповедь со временем стала индивидуальной.
Сейчас немало говорится о так называемой генеральной исповеди, которая довольно часто в наши дни практикуется. Смысл её заключается в том, что воцерковляемому или приобщаемому к Церкви человеку (чаще всего имеется в виду взрослый крещёный человек, решивший вести полноценную церковную жизнь) необходимо подробно исповедовать свои грехи, которые он совершил, начиная с семилетнего возраста. Возможно, кто-то, например, в детстве лазал по деревьям и нарушал или разорял птичьи гнёзда, обижал птенчиков, убивал лягушек, издевался над котятами и т.п., включая грехи юности и так до сего дня.
Некоторые пишут буквально целые сочинения, приносят священнику объёмные тетради с подробным описанием своих согрешений. Невольно возникают вопросы: насколько это всё нужно, целесообразно, полезно ли? Приведу такой пример из переписки с прихожанами. Одна девочка лет 14-ти сбежала из дома и попала в притон. Лет 6 или 7 о ней ничего не было известно. Родители её всё время разыскивали. Потом был звонок. Их дочь смогла им позвонить и сообщила, что жива. Видимо, кто-то из охранников позволил ей это сделать. Таких как она содержали словно рабынь со всеми вытекающими последствиями. Через год она каким-то образом смогла сбежать из этого притона и вернуться домой. На руках у неё был ребёнок, и она была беременна. Позднее из писем её родителей я узнал, что она с усердием и любовью занялась воспитанием дочерей, всецело посвятила себя им и старается совершенно забыть свое прошлое, т.е. тот ад, в котором она находилась. На данном моменте мне хотелось бы заострить внимание и задать вопрос: целесообразно ли в таком случае вспоминать грязь собственной жизни и расписывать на эту тему целые тетради? На мой взгляд, достаточно однажды на исповеди назвать свои грехи и более к этому не возвращаться. Копаться в таком внутреннем душевном дерьме не только не полезно, но и отвратительно. Не нужно оглядываться назад на прошлую греховную жизнь, надо идти вперёд.
Диакон Андрей Кураев в одном из своих выступлений привёл случай, описанный в патерике. Молодой инок был направлен старцем в город с поручением и там впал в грех любодеяния, соблазненный «жрицей любви». Когда вернулся обратно, старец стал его вопрошать: как у него дела. Тот ответил, что все нормально, поручение выполнил. Тогда старец сказал «Господь открыл мне, что ты пал и победил. Меня не интересует как ты пал, как ты победил?» Инок ответил: это был не я… Тут надо немного пояснить.
Диавол всегда внушает: согреши, потом покаешься. А когда человек согрешит, атакует его помыслами, мол, куда ты теперь, все равно погиб, давай греши по полной. Этот инок в конце концов смог совладать собой и сказать: нет, это – греховное, оно не моё. Он не впал в отчаяние и этим победил и далее стал вести добродетельную жизнь.
Мне приходится часто общаться с престарелыми людьми, которые любят мыслями уходить в прошлое, сожалеть о том, что исправить уже нельзя, вспоминать трагические случаи, любовные истории и т.п. Я говорю таким людям: достаточно копаться в прошлом, живите настоящей жизнью, идите вперёд. Одна моя знакомая женщина рассказывала, как она во время Сталинградской битвы переправлялась вместе со своими детьми через Волгу. В это время велись страшные бои. Местное население вовремя не эвакуировали. И вот внезапно появились самолёты и немцы начали бомбить всех тех, кто был на воде в лодках, шлюпках, паромах… Она рассказала, как бомба упала совсем рядом и детей разорвало на её глазах. Когда она их похоронила, врачи запретили ей ходить на кладбище, чтобы лишний раз не ранить душу, не травмировать психику. Посоветовали отгонять от себя мрачные мысли. Иначе она могла бы сойти с ума.
Мне как священнику приходилось встречать очень разных во всех отношениях людей, принимать различные исповеди, в том числе у тех, которые были уже при смерти. Однажды меня вызвали к одной умирающей старушке исповедовать её и причастить. Родственники сказали, что бабушка никак не может умереть. Когда я вошел в комнату, где находилась эта старушка, увидел буквально живой скелет, обтянутый кожей, с большими навыкате глазами. В церковном требнике есть такое правило: прежде чем читать отходную, священник перед началом чтения должен спросить - не припомнит ли умирающий каких либо грехов, забытых или утаённых, или злобы на ближнего и пр., не исповеданных и не разрешённых. Этот текст выделен красным шрифтом. Я начал спрашивать эту женщину: может быть, она имеет на кого-нибудь обиду или не может кого-то простить? Она уже и говорить не могла, лишь с трудом в озлоблении прошептала: не прощу! Я начал расспрашивать её: какая обида. Оказалось, кто-то взял у неё икону и не вернул. Пришлось долго её убеждать, успокаивать, что, мол, всё нужно прощать. Когда она понемногу успокоилась и смогла исповедовать свой грех, я её причастил. Вскоре она умерла. Вот тот момент, когда прошлое мешает человеку войти в вечность, если имеются непрощённые обиды, ненависть, озлобленность.
И вот ещё один случай, который нам рассказывали, когда мы учились в духовной семинарии. В академический корпус Троице-Сергиевой Лавры пришла нарядно одетая интеллигентного вида женщина. Когда дежурный спросил, что ей нужно, она ответила, что ищет попа. Дежурный поинтересовался, для чего ей нужен священник. Она сообщила, что у них там один человек (видимо, это был её родственник) не может умереть, зовёт попа. Дежурный разыскал священника и объяснил ситуацию. Это был один из преподавателей академии в священническом сане. Он взял дары и пошёл вместе с этой женщиной. Когда пришли, он увидел иссохшего измождённого мужчину.
Взглянув на вошедших, умирающий обратился к священнослужителю: вы священник? Тот ответил утвердительно. Тогда этот человек сказал: «Вот я лежу и чувствую, что за мои грехи Господь мне не даёт смерти». Он рассказал, что он бывший чекист, работал в тюрьмах, расстреливал, в том числе, и священников, проводил пытки. «Что хотите, то со мной и делайте», – заключил этот человек. Священник был вначале обескуражен услышанным и оказался даже в некотором затруднении. Однако видя раскаяние этого человека, исповедовал его и прочитал над ним разрешительную молитву. Умирающий согласился принять причастие и, причастившись, вскоре умер.
Один молодой священник рассказал мне, как однажды его попросила причастить перед родами беременная женщина. Он пришел, посмотрел на её вполне здравый вид и причащать не стал. Сказал, что она вполне могла бы и в храм придти, не такая уж и слабая. Это, по большому счёту, дело совести самого священника, как ему поступать. Были подобные случаи и в моей священнической практике. Приходишь порой к человеку и думаешь: он ещё в здравии и достаточной крепости. Мог бы, например, тщательно подготовиться к причастию и на следующий день с утра причаститься натощак. Однако через 2-3 часа этот человек неожиданно отходил в иной мир. Поэтому внешность бывает очень обманчивой. На самом деле всё в нашей жизни достаточно тонко.
Иногда нас, священников, спрашивают: вот вы всё прощаете и прощаете, и человек этим как бы бравирует? Да, конечно, мы прощаем, чтобы люди выбирались из греховного плена и шли вперёд к Свету, приближались к Богу. Не возвращались снова к прежним грехам. Мария Египетская 17 лет грешила, потом покаялась и 17 лет отчаянно боролась с грехами как с дикими зверями. Воспоминания её мучили и снова влекли к греховной жизни.
Поэтому даже с точки зрения здравого смысла, если человек покаялся, далее нужно заниматься добрыми делами, стараться читать жития святых, Евангелие и не ворошить прошлое, не погружаться в воспоминания, которые ведут снова ко греху. Господь нам помогает духовно подниматься, идёт навстречу, поддерживает наши слабые душевные силы.
Но подчас бывают и такие случаи, когда люди вообще не видят своих грехов. На исповеди так и говорят: у меня нет грехов. Как-то я исповедовал одну учительницу с довольно большим педагогическим стажем. Никаких греховных поступков она за собой не замечала, пребывала в некоем самодовольстве и считала, что всё в жизни делает правильно и всегда права. Потом от её соседей я как-то случайно узнал, что она постоянно пишет по разным поводам жалобы, кляузы и отношения у неё с окружающими довольно немирные.
Есть такое церковнославянское выражение: «Непшевати вины о гресех…», т.е. оправдывать себя в своих грехах. Например, вор ворует и оправдывает себя тем, что похищает у тех, которые живут нечестной жизнью, получается забирает наворованное. Некоторые делают аборты и в своё оправдание говорят: зачем нищету плодить. Самое главное – нет осознания своей греховности. Поэтому, например, оптинские старцы в таких случаях помогали человеку заглянуть в собственную совесть, увидеть изъяны и пороки и придти в покаянное чувство. Это очень важный момент духовной жизни. У женщины, побывавшей в притоне, пережившей тяжелейшую внутреннюю трагедию, покаянное чувство, как говорится, «на поверхности». Для неё более всего подходит мытарево правило: «Боже, милостив буди ко мне грешному». А вот у моей знакомой учительницы покаянное чувство полностью затмевается фарисейской гордыней и поэтому исповедь получается формальной, бесплодной, не приносящей духовных плодов. Известный современный священник (не буду называть его фамилию) привёл такой пример из жизни своего прихода. Одна прихожанка спрашивает у другой: у тебя не сохранилась бумажка, по которой ты исповедовалась? Дай её мне, а то я свои грехи «забыла» дома. Третья, недолго думая, предложила эту бумажку размножить и заламинировать, и каждый раз с ней приходить, и таким образом не утруждать себя поиском грехов.
Есть такое выражение - лукавая совесть. Когда священник на Херувимской совершает службу, он молится: «Избави нас от совести лукавыя».
Суть именно в том, чтобы человек осознавал свою греховность, научился видеть свои недостатки и пороки и старался исправлять себя. Игумен Никон Воробьёв в одном из своих писем сообщал: «Нет иного средства получить прощение сделанных грехов, кроме искреннего глубокого покаяния… сознавайтесь перед собой и перед Господом в своей негодности и бесконечной задолженности, отдавайте себя и близких в руки Божии. Мы спасаемся не делами, а милостию Божией».
В Евангелии говорится: «Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Если же внутри нас нечистота, нестроение, гордыня, если живём по страстям и похотям, в злохудожную душу премудрость Божия не войдёт. Поэтому самое главное - обрести покаянное чувство. Это прямой путь ко спасению, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).
Да поможет нам всем Господь с пользой душевной и телесной провести время Великого поста и достойно встретить праздник Светлого Христова Воскресения.
Оригинал статьи http://www.p-v.ru/news/orthodoxy/confession/