Mobirise Web Page Creator

Не отчаивайся и не робщи

Неужели доброе мы будем принимать от Бога,а злого не будем принимать (Иов. 2, 9–10)

Вот уже более пятнадцати лет я опекаю Московскую областную психиатрическую больницу № 5, что в посёлке Абрамцево, и мне постоянно приходится сталкиваться с родителями, которые имеют психически нездоровых детей. Это очень нелёгкий крест.


Серьёзные психические болезни практически не лечатся. Уместно отметить, что они присущи только роду человеческому. Стрессы и психические расстройства случаются и у животных, но такого спектра тяжелейших заболеваний, которым подвержены люди, в мире естественной природы нет. И это, несомненно, расплата за отступление от нравственного закона, от заповедей Господних. Общаясь с родителями или родственниками больных детей, очень часто слышишь такой вопрос: за что мне всё это?


Болезни, как известно, – следствие грехов, нарушение внутренней гармонии. Любая греховная жизнь имеет свои последствия. Однако прямо утверждать, что тот или иной человек болеет именно по этой причине, нельзя. Воля Божия в разнообразных её проявлениях непостижима, и пути Господни неисповедимы.


Приведу пример из Евангелия. Ученики спрашивали Господа о слепорождённом. Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 2–3).


Священное Писание нам раскрывает, что бывают случаи, когда страдают и праведники. Праведный Иов был непорочен во всех отношениях, богобоязнен, уклонялся от зла, в общем, вёл богоугодный образ жизни. Однако Господь попустил ему заболеть страшной болезнью – проказой. И не только болезнь посетила его. В одночасье он лишился детей, жилища и всего своего имущества. Жена в отчаянии говорила ему: Ты все еще тверд в непорочности своей! Похули Бога и умри. Но он сказал ей: Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать (Иов. 2, 9–10). Искушали Иова и его друзья, которые считали, что он наказан Богом за какие-то тайные грехи. Праведник мужественно перенёс все свалившиеся на него беды, и в конечном итоге Бог вернул ему здоровье, у него снова родились дети, он прожил долгую жизнь и дал ему Господь вдвое больше того, что он имел прежде (Иов. 42, 10).


Пример этот учит тому, что мы должны всё принимать как от руки Божией, не отчаиваться, не роптать. Ту чашу, которую даёт нам Господь, нельзя отвергать.


Общаясь с верующими родителями, имеющими больных детей, приходится слышать такие мнения: «Мы, батюшка, будем молиться и ожидать чуда Божия. Пойдём к о. Герману на отчитку и к другим…»



В жизни всякое случается. Может произойти и чудо. Но, если трезво рассудить, достойны ли мы этого по нашим немощам и грехам?


Мне неоднократно приходилось встречаться с одной женщиной, у которой родился больной ребёнок. Она прямо говорила: «Да, у меня обида на Господа. Почему у других здоровые дети, а у меня нет? Не могу с этим смириться…»


Что здесь можно сказать? Конечно, нелегко войти в положение такого человека, понять его душу, страдания... Есть ли выход? Есть, и нам подсказывает его Сам Христос. Нужно полюбить свой крест. Если это касается также и наших собственных серьёзных недугов, полюбить свою болезнь.


У митрополита Филарета (Дроздова) есть такая молитва: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце моё Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою, научи меня молиться; Сам во мне молись! Аминь».


И вот ещё одна молитва. Мне думается, они созвучны: «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».


Да, трудно испить чашу Господню. Образно говоря, может быть, это нужно делать неспешно, маленькими глоточками, как некое горькое лекарство, но всё же испить до дна.


Все трудности и скорби попытайтесь воспринимать с духовной точки зрения. Пожалуй, это – главное в жизни, что примиряет и сближает нас с Богом. Будем всегда помнить слова праведного Иова, который, испытывая неимоверные страдания, говорил: Буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1, 21). И тогда благодать Божия пребудет с нами до конца наших дней.



Протоиерей Вячеслав БРЕГЕДА,

настоятель храма Великомученика Димитрия Солунского

д. Яковлево Сергиево-Посадского района Московской обл.